МБОУ "Чижовская средняя школа"
д. Чижовка-2 Рославльского р-на Смоленской области
  • «Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

    В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
    «Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации».

    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:

       - оставшиеся без попечения родителей;

       - дети-инвалиды;

       - дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

       - дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

       - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

       - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

       - дети — жертвы насилия;

       - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

      - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

       - дети, проживающие в малоимущих семьях;

       - дети с отклонениями в поведении;

       -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

             

    Цель деятельности социального педагога и педагогического коллектива

      снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    Задачи

    - скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой;

    - ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;

    - усилить работу по правовой грамотности;

    - пропаганда здорового образа жизни.

    Направления деятельности

    1.     Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

    • Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения.

     В школе обучается 43 учащихся из 31 семьи. По результатам обследования семей выявлено:

    - 15 учащихся из 9 малообеспеченных семей;

    - 5 семей многодетных (12 учащихся);

    - 4 неполных семьи (4 учащихся);

    - 1 учащийся – ребёнок-инвалид;

    - у 1 школьника – родители-инвалиды.

    Есть 2 семьи, где родители проходят военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту. У 1 ученика родитель,  призванный на военную службу в рамках частичной мобилизации погиб.                                                         

    На учёте в КДН, в ИДН учащиеся школы не состоят.

    • Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся (посещено 7 детей из многодетных, малообеспеченных семей и посещалась семья, где проживает ребёнок-инвалид).

    2.     Социально-педагогическая защита прав ребёнка:

    • Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей).

    Ко  Дню правовой помощи были проведены мероприятия по правам и обязанностям учащихся, в том числе игровые занятия «Дети - детям». 

    • Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии  со стороны взрослых и т.д. (Таких случаев не наблюдалось).

     3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:

    • Раннее выявление неблагополучных семей.
    • Создание банка данных по многодетным семьям (семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.)
    • Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

    4. Социально-педагогическое консультирование:

    1. Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся.
    2. Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

          Были проведены беседы и консультации с родителями о необходимости оформления детских пособий. Были даны рекомендации многодетным, малообеспеченным семьям обратиться в Отдел соцзащиты с целью получения материальной помощи.   

          9 ноября было проведено родительское собрание, на котором рассматривались

    вопросы безопасности обучающихся. Родителям рекомендовалось учить детей правилам безопасного поведения, воспитывать у них чувство осторожности, самосохранения и ответственности за свои поступки.

    5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:

    1. Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
    2. Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками.

    Профилактическая работа проводится с учащимися, которые пропускают учебные занятия без уважительных причин, не всегда добросовестно готовятся к урокам.

    1. Способствование пропаганде здорового образа жизни (профилактические беседы, классные часы).

    7. Организационно- методическая деятельность:

    1. Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
    2. Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
    3. Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике.

    Основные принципы, которыми должен руководствоваться  общественный инспектор по охране прав детей в своей деятельности, заключаются:

    - в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

    - в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

            Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

    - на гуманном отношении к личности;

    - на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

    - на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

    - на поощрении её творческой самореализации.

    Учащиеся школы из многодетных, малообеспеченных семей и ребёнок-инвалид участвуют в олимпиадах, конкурсах на разных уровнях, онлайн-марафонах, соревнованиях.

           Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

    -   установление отношений открытости;

    - сохранение профессиональной тайны в отношениях между общественным инспектором по охране прав детей и учащимися, родителями, учителями.

    Ожидаемые результаты

    • Уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
    • Уменьшение количества семей, находящихся в  СОП.
    • Снижение количества пропускаемых учебных занятий без уважительной причины учащимися.
    • Увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.).
    • Своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie