
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Цель деятельности социального педагога и педагогического коллектива
снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи
- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой;
- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;
- усилить работу по правовой грамотности;
- пропаганда здорового образа жизни.
Направления деятельности
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
- Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения.
В школе обучается 43 учащихся из 31 семьи. По результатам обследования семей выявлено:
- 15 учащихся из 9 малообеспеченных семей;
- 5 семей многодетных (12 учащихся);
- 4 неполных семьи (4 учащихся);
- 1 учащийся – ребёнок-инвалид;
- у 1 школьника – родители-инвалиды.
Есть 2 семьи, где родители проходят военную службу в Вооружённых силах РФ по контракту. У 1 ученика родитель, призванный на военную службу в рамках частичной мобилизации погиб.
На учёте в КДН, в ИДН учащиеся школы не состоят.
- Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся (посещено 7 детей из многодетных, малообеспеченных семей и посещалась семья, где проживает ребёнок-инвалид).
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка:
- Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей).
Ко Дню правовой помощи были проведены мероприятия по правам и обязанностям учащихся, в том числе игровые занятия «Дети - детям».
- Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д. (Таких случаев не наблюдалось).
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
- Раннее выявление неблагополучных семей.
- Создание банка данных по многодетным семьям (семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.)
- Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование:
- Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся.
- Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Были проведены беседы и консультации с родителями о необходимости оформления детских пособий. Были даны рекомендации многодетным, малообеспеченным семьям обратиться в Отдел соцзащиты с целью получения материальной помощи.
9 ноября было проведено родительское собрание, на котором рассматривались
вопросы безопасности обучающихся. Родителям рекомендовалось учить детей правилам безопасного поведения, воспитывать у них чувство осторожности, самосохранения и ответственности за свои поступки.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:
- Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками.
Профилактическая работа проводится с учащимися, которые пропускают учебные занятия без уважительных причин, не всегда добросовестно готовятся к урокам.
- Способствование пропаганде здорового образа жизни (профилактические беседы, классные часы).
7. Организационно- методическая деятельность:
- Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
- Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике.
Основные принципы, которыми должен руководствоваться общественный инспектор по охране прав детей в своей деятельности, заключаются:
- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
- на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;
- на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- на поощрении её творческой самореализации.
Учащиеся школы из многодетных, малообеспеченных семей и ребёнок-инвалид участвуют в олимпиадах, конкурсах на разных уровнях, онлайн-марафонах, соревнованиях.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
- установление отношений открытости;
- сохранение профессиональной тайны в отношениях между общественным инспектором по охране прав детей и учащимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты
- Уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Уменьшение количества семей, находящихся в СОП.
- Снижение количества пропускаемых учебных занятий без уважительной причины учащимися.
- Увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.).
- Своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.